Оприходование излишков при инвентаризации в бюджетном учреждении

0
7266
Бухгалтерия

Учет основных средств, выявленных при инвентаризации

В бюджетном учреждении при проведении инвентаризации было выявлено основное средство, которое не стоит на балансе учреждения, а именно ограждение (забор). В архиве учреждения указано, что ограждение (забор) было установлено при проведении капитального ремонта учреждения в 1999 году. На установку ограждения (забора) имеется договор с приложенной сметой. Каков порядок приема к учету данного основного средства расскажут эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ А. Н. Суховерхова, В. В. Пименов.

В соответствии с пунктом 4 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н (далее — Инструкция № 148н), ошибка, обнаруженная в регистрах бюджетного учета за отчетный период, за который бюджетная отчетность в установленном порядке уже представлена, оформляется по способу «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью датой обнаружения ошибки.

Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «Красное сторно» оформляются Справкой (форма 0504833), в которой делается ссылка на номер и дату исправляемого журнала операций, документа, обоснование внесения исправления.

Иными словами, в бюджетном учете на основании приведенной выше нормы могут быть, в том числе, сделаны записи, которые следовало произвести ранее.

В то же время оприходование излишков основных средств, выявленных при инвентаризации, по рыночной стоимости отражается бухгалтерской записью, приведенной в пункте 21 Инструкции № 148н.

По нашему мнению, рассматривая возможность применения положений пунктов 4 и 21 Инструкции № 148н в данном случае, должностные лица бюджетного учреждения прежде всего должны оценить имеющиеся в их распоряжении документы.

Если анализ покажет, что в распоряжении учреждения имеется достоверная информация о формировании первоначальной стоимости объекта, его регистрации, вводе в эксплуатацию, достройке и т.д. то можно говорить об исправлении ошибки в бюджетном учете, допущенной в прошлых отчетных периодах.

Если же какие-либо данные (документы) отсутствуют, то вполне обоснованно можно оприходовать объект основных средств по рыночной стоимости в качестве излишка.

В рассматриваемой ситуации у бюджетного учреждения отсутствуют документы, подтверждающие приемку и ввод в эксплуатацию объекта основных средств в 1999 году. Таким образом, в данном случае у бюджетного учреждения отсутствует достоверная информация об объекте, которая позволила бы говорить об исправлении ошибки в бюджетном учете, допущенной в прошлых отчетных периодах. Следовательно, речь может идти только о принятии к учету излишков основных средств.

В соответствии с пунктом 19 Инструкции № 148н единицей бюджетного учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенной работы.

В случае наличия у одного конструктивно-сочлененного объекта нескольких частей основных средств, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Для решения задач по оценке объемов, состава и состояния основных фондов разработан Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденный постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 № 359.

В соответствии с ОКОФ наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, отдельно стоящие здания котельных, а также надворные постройки (склады, гаражи, ограждения, сараи, заборы, колодцы и прочее) являются самостоятельными объектами.

Таким образом, согласно пунктам 16, 20 Инструкции № 148н выявленное ограждение (забор) следует учитывать на счете аналитического учета 0 101 03 000 «Сооружения» (используется более 12 месяцев и выполняет самостоятельные функции).

Согласно пункту 21 Инструкции № 148н излишки основных средств, выявленные при инвентаризации, приходуются по рыночной стоимости. При этом под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи нефинансовых активов на дату принятия к бюджетному учету (п. 13 Инструкции № 148н).

Согласно пункту 7 Инструкции № 148н инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится бюджетным учреждением в соответствии с нормативными правовыми актами Минфина России. В свою очередь, порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 (далее — Методические указания).

Пунктом 3.3. Методических указаний также установлено, что оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен.

Учитывая, что в соответствии с положением о Минфине России, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329, Минфин России не выполняет функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности, Инструкция № 148н и Методические указания не могут содержать порядок определения рыночных цен указанных объектов. Названный вопрос может регулироваться в силу выполняемых полномочий только Минэкономразвития России.

В то же время порядок определения рыночных цен на товары, работы или услуги в целях налогового учета неоднократно становился предметом рассмотрения финансового ведомства и судебных органов (смотрите, например, письма Минфина России от 31 декабря 2009 г. № 03-02-08/95, от 15 июня 2007 г. № 03-03-05/161, постановления ФАС Уральского округа от 23 марта 2009 г. № Ф09-1410/09-С3, ФАС Восточно-Сибирского округа от 28 января 2009 г. № А78-3337/2008-СЗ-9/107-Ф02-6827/2008, от 14 января 2009 г. № А19-5934/08-56-Ф02-6547/2008, ФАС Поволжского округа от 12 января 2009 г. № А55-8009/2008, ФАС Северо-Западного округа от 10 октября 2008 г. № А44-157/2008, ФАС Центрального округа от 6 октября 2008 г. № А14-632-2008/37/28).

Из анализа разъяснений уполномоченных органов и судебной практики следует, что для получения информации о рыночных ценах можно использовать:

  • данные, опубликованные в официальных изданиях уполномоченных органов (в том числе органов статистики и ценообразования);
  • сведения Госкомстата России об уровне цен;
  • данные о ценах на идентичные материальные ценности (работы, услуги), которые могут быть получены:
    • из средств массовой информации (Интернет, газеты, рекламные каталоги);
    • от организаций-изготовителей (подрядчиков);
  • заключения независимых оценщиков (экспертов).

Такой подход полностью соответствует положениям пункта 11 статьи 40 Налогового кодекса, в соответствии с которым при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках. Кроме того, по нашему мнению, в аналогичном порядке может быть определена рыночная стоимость излишков основных средств для целей бюджетного учета.

Обращаем внимание на то, что привлечение профессиональных оценщиков в данном случае необязательно. Так, согласно статье 8 Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» проведение обязательной оценки предусмотрено в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам РФ либо муниципальным образованиям. Кроме того, в соответствии с данной нормой проведение оценки обязательно в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы. В рассматриваемой же ситуации речь не идет о вовлечении в сделку государственного имущества (ст. 153 ГК РФ).

Таким образом, во избежание разногласий с контролирующими органами специальная комиссия бюджетного учреждения должна установить именно рыночную стоимость принимаемого к учету объекта основных средств. Определенная таким образом рыночная стоимость может использоваться как в целях бюджетного, так и в целях налогового учета.

Учитывая положения пункта 21 Инструкции № 148н, в рассматриваемой ситуации в бюджетном учете учреждения должна быть сделана следующая бухгалтерская запись:

Дебет КРБ 1 101 03 310
«Увеличение стоимости сооружений»
Кредит КДБ 1 401 01 180
«Прочие доходы»
— излишки основных средств оприходованы по рыночной стоимости.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
А. Н. Суховерхова, В. В. Пименов.

Статья опубликована в журнале
«Бюджетный учет» № 1 январь 2011 год

Регулирование инвентаризационных разниц в учете бюджетного (автономного) учреждение. Оприходование излишков и списание недостач

Оприходование излишков при инвентаризации в бюджетном учреждении

В процессе инвентаризации могут быть выявлены расхождения фактического наличия имущества учреждения с данными бухгалтерского учета (то есть излишки или недостачи). Порядок учета подобных разниц приведен в разделе 5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (далее — Методические указания). Он зависит от многих факторов. Например, выявлены виновники недостачи или нет, в каком размере возникла недостача (в пределах норм естественной убыли или сверх нее), какое именно имущество находится в излишке или его недостает.

Согласно пункту 5.1. Методических указаний основные средства. материальные запасы и другое имущество, которое оказалось в излишке, подлежат оприходованию. Его учитывают по текущей рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и включают в состав доходов учреждения текущего года.

Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, ко торая может быть получена в результате продажи нефинансовых активов на дату принятия к бюджетному учету (п. 25 «Инструкции

по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета. », утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157 н. Определение текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов может быть произведено комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, на основании:

– данных о ценах на аналогичные материальные ценности, полученных в письменной форме от организаций-изготовителей;

– сведений об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;

– экспертных заключений (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.

При этом данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения — экспертным путем. Обращаем внимание на то, что согласно ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» привлечение профессиональных оценщиков в случае оприходования излишков имущества необязательно.

М. Миллиард. эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

В. Пименов. рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

В зависимости от вида выявленного имущества его стоимость отражают по де бету соответствующих аналитических счетов счета 0 101 00 000 «Основные средства», 0 102 00 000 «Нематериальные активы », 0 103 00 000 «Непроизведенные активы», 0 105 00 000 «Материальные запасы», 0 201 30 000 «Денежные средства в кассе учреждения», 0 201 35 000 «Денежные документы» и кредиту счета 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года» (аналитический счет 0 401 10 180 «Прочие доходы»). При этом излишки, выявленные в ходе инвентаризации, могут быть приняты к учету в рамках той деятельности, в которой планируется их дальнейшее использование.

По результатам инвентаризации, проводимой в учреждении перед подготовкой годовой бухгалтерской отчетности, комиссия выявила излишки следующих ценностей:

— основных средств (машин и оборудования), рыночная стоимость которых составляет 480 000 руб.;

— прочих материалов, рыночная стоимость которых составляет 260 000 руб.;

— товаров, рыночная стоимость которых составляет 180 000 руб.;

— готовой продукции, рыночная стоимость которой составляет 320 000 руб.

Основные средства, материалы и готовую продукцию относят к особо ценному имуществу. Выявленные расхождения были отражены в ведомостях. Выявленные ценности (основные средства и материалы) планируется использовать в рамках деятельности, финансируемой за счет субсидии на выполнение госзадания. Товары и готовая продукция используются в деятельности учреждения, приносящей доход.

На основании данных инвентаризации бухгалтер учреждения должен оприходовать излишки имущества проводками:

Дебет 4 101 24 310 Кредит 4 401 10 180

– 480 000 руб. — оприходованы излишки основных средств;

Дебет 4 105 26 340 Кредит 4 401 10 180

– 260 000 руб. — оприходованы излишки прочих материалов;

Дебет 2 105 38 340 Кредит 2 401 10 180

– 180 000 руб. — оприходованы излишки товаров;

Дебет 2 105 27 340 Кредит 2 401 10 180

– 320 000 руб. — оприходованы излишки готовой продукции.

Балансовую стоимость недостающих материальных запасов в пределах норм естественной убыли включают в текущие расходы учреждения. Эту операцию отражают по дебету счета 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» (аналитический счет 0 401 20 272 «Расходование материальных запасов») или соответствующих аналитических счетов счета 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» в корреспонденции со счетом 0 105 00 000 «Материальные запасы» (по соответствующим аналитическим счетам).

Стоимость недостающих ценностей сверх норм естественной убыли списывают на уменьшение финансового результата текущего финансового года в дебет счета 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года» (аналитический счет 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами») в корреспонденции со счетом 0 105 00 000 «Материальные запасы» (по соответствующим аналитическим счетам).

Если по тому или иному виду ценностей нормы естественной убыли отсутствуют, то всю выявленную недостачу считают сверхнормативной. При этом учреждение обязано предпринять меры по взысканию суммы ущерба с виновного лица. Под таковой понимают рыночную стоимость утраченного имущества.

Сумму, предъявленную к взысканию, отражают по дебету счета 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу имуществу» (соответствующие аналитические счета) и кредиту счета 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года» (аналитический счет 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами»). Если виновник недостачи не установлен или во взыскании с него соответствующей суммы отказано судом, то в учете учреждения делают обратную проводку.

Согласно пункту 5.1 Методических указаний нормы убыли могут применяться лишь при выявлении фактических недостач. Списывать те или иные ценности исходя лишь из одних норм убыли без проверки их фактического наличия недопустимо.

В исключительных случаях допускается зачет излишков и недостач в результате пересортицы. Это возможно за один и тот же проверяемый период, у одного и того же материально ответственного лица, в отношении ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. В этой ситуации нормы естественной убыли применяют в отношении той недостачи ценностей, которая осталась числиться после такого зачета.

О допущенной пересортице материально ответственные лица должны представить инвентаризационной комиссии подробные объяснения. Предложения о зачете выявленных расхождений фактического наличия запасов и данных бухучета представляются на рассмотрение руководителю учреждения. Он и должен принять окончательное решение о зачете.

Возможна ситуация, когда стоимость недостающих ценностей выше, нежели тех, которые находятся в излишке. В этом случае после зачета пересортицы разница в стоимости должна быть взыскана с материально ответственного лица.

В процессе инвентаризации, проводимой в учреждении перед подготовкой годовой бухгалтерской отчетности, были выявлены излишки муки в количестве 20 кг, закупленной по цене 17 руб./кг. Одновременно выявлена недостача муки в количестве 16 кг, приобретенной по цене 21 руб./кг. Указанное имущество числится в составе материалов, приобретено за счет собственных доходов учреждения и не относится к особо ценному имуществу.

Руководитель учреждения принял решение о зачете недостачи излишками, так как она была допущена у одного и того же лица и за один и тот же период времени.

Кроме того, была выявлена недостача готовой продукции, которая относится к особо ценному имуществу, в размере 45 000 руб. Из них:

— в пределах норм естественной убыли — 12 000 руб.;

— сверх норм естественной убыли — 33 000 руб.

Сверхнормативная недостача возникла по вине материально ответственного лица. По решению руководителя она взыскивается с него исходя из балансовой стоимости ценностей. Все указанные ценности приобретены за счет средств учреждения от приносящей доход деятельности.

Бухгалтер должен произвести зачет недостачи исходя из стоимости муки, которая находится в излишках. Она составит:

16 кг × 17 руб./кг = 272 руб.

По решению руководителя учреждения разница в ценах предъявлена к взысканию с материально ответственного лица. Она составит:

(21 руб./кг – 17 руб./кг) × 16 кг = 64 руб.

Оставшийся излишек муки приходуют. Его стоимость будет равна:

(20 кг – 16 кг) × 17 руб./кг = 68 руб.

Зачет излишков в счет недостач бухгалтерскими проводками не отражают. По остальным операциям бухгалтер должен сделать следующие записи:

Дебет 2 401 10 172 Кредит 2 105 32 440

– 64 руб. — списана разница в ценах по выявленной недостаче;

Дебет 2 209 74 560 Кредит 2 401 10 172

– 64 руб. — разница в ценах предъявлена к возмещению материально ответственному лицу;

Дебет 2 105 32 340 Кредит 2 401 10 180

– 68 руб. — оприходован излишек муки, оставшийся после зачета пересортицы;

Дебет 2 109 60 272 Кредит 2 105 27 440

– 12 000 руб. — списана стоимость готовой продукции в пределах норм естественной убыли;

Дебет 2 401 10 172 Кредит 2 105 27 440

– 33 000 руб. — списана стоимость готовой продукции сверх норм естественной убыли;

Дебет 2 209 74 560 Кредит 2 401 10 172

– 33 000 руб. — стоимость готовой продукции, утраченной сверх норм естественной убыли, предъявлена к возмещению материально ответственному лицу;

Дебет 2 201 34 510 Кредит 2 209 74 660

– 33 064 руб. (64 + 33 000) — внесены наличные денежные средства в кассу учреждения в счет погашения задолженности по недостаче имущества.

Руководитель учреждения вправе взыскивать стоимость недостающих ценностей с материально ответственного лица исходя из рыночных цен на них, действующих на день нанесения ущерба. При этом взыскиваемая сумма не должна быть меньше стоимости утраченного имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени его износа.

В процессе инвентаризации, проводимой в учреждении, была выявлена сверхнормативная недостача прочих материалов. Их первоначальная стоимость составила 4000 руб. Они не относятся к особо ценному имуществу. По решению руководителя учреждения недостача взыскивается с материально ответственного лица — кладовщика, исходя из рыночных цен на данные материалы. Она составила 7000 руб. Материалы были приобретены за счет средств от приносящей доход деятельности.

Операцию по списанию материалов и взысканию средств отражают в учете учреждения записями (забалансовый учет денежных средств не приводится):

Дебет 2 401 10 172 Кредит 2 105 36 440

– 4000 руб. — списана первоначальная стоимость утраченных материалов;

Дебет 2 209 74 560 Кредит 2 401 10 172

– 7000 руб. — рыночная стоимость утраченных материалов предъявлена к возмещению материально ответственному лицу;

Дебет 2 201 34 510 Кредит 2 209 74 660

– 7000 руб. — внесены наличные денежные средства в кассу учреждения в счет погашения задолженности по недостаче имущества.

В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание с них ущерба. Кроме того, факт отсутствия виновников могут подтверждать заключения о порче ценностей, полученные от отдела технического контроля или специализированных организаций.

Рекомендуйте статью коллегам:

Как отражаются излишки, выявленные при инвентаризации

Правильно провести инвентаризацию не сложно, если знать основные правила процедуры. Сложности у бухгалтера возникают при отображении результатов проверки в учете. Как правильно отразить выявленные при инвентаризации излишки?

В процессе инвентаризации устанавливается фактическое наличие проверяемых объектов путем сопоставления его с учетными данными. В идеале показатели должны совпадать.

Но на практике нередко случаются расхождения, в большую или меньшую сторону. Недостачи взыскиваются с виновных лиц, а как отобразить в учете выявленные излишки?

Основной задачей инвентаризации является выявление расхождений между фактическим и учетным наличием имущественных ценностей и последующее их устранение.

Для корректного отображения итогов проверки, инвентаризация должна быть спланированной. Руководитель издает приказ о проведении инвентаризации определенного имущества.

На этом основании указанные в приказе объекты готовятся к проверке – подсчитываются учетные остатки, пересчитывается реальное количество.

По итогам проверки выявляются недостачи и излишки. Сумма стоимости недостающих ценностей вычитается из зарплаты ответственного лица или списывается в естественную убыль, в зависимости от причины недостачи.

А вот излишки необходимо поставить на учет. При этом важно помнить, что отображать принятое количество излишков нужно не только в бухгалтерском учете, но и складском, если инвентаризовались ТМЦ на складском хранении.

Основные термины

Инвентаризация – процесс сверки реального количества имущественных объектов и ценностей с показателями бухгалтерского учета.

То есть под инвентаризацией подразумевается проверка соответствия действительного количества ценностей должному быть.

Результаты инвентаризации зависят от итогов сверки. Может быть выявлено:

  • полное соответствие фактических и учетных значений;
  • излишнее количество отдельных позиций;
  • недостаток определенных ценностей.

Под излишками понимается превышение реального количества имущества над учетным значением. Причинами возникновения излишков могут становиться:

  • ошибки учета;
  • большее количество товара при поставке ;
  • экономия;
  • неправильный отпуск продукции;
  • не принятие поступившего товара к учету.

Отражение в бухгалтерском учете излишков предполагает принятие к учету излишнего количества. Но перед этим необходимо выяснить, не является ли выявленный излишек последствием неправильного отображения в учете или пересортицы товаров.

Оприходование излишков при инвентаризации в бюджетном учреждении

Оприходование излишков при инвентаризации в бюджетном учреждении

Оприходование излишков при инвентаризации в бюджетном учреждении

Также отображение излишков зависимо от причины их возникновения. Если переизбыток возник вследствие пересортицы, то излишек и недостача могут аннулироваться за счет взаимозаменяемости.

При ошибке учета требуется не отображение излишков, а исправление ошибочных учетных данных.

Не принятый к учету товар отображается в обычном порядке в соответствии с сопровождающими документами. Излишки, возникшие по причине экономии или неправильной реализации либо иной причине, приходуются как дополнительный доход.

Нормативная база

Согласно п.3 ст.12 ФЗ №129 «О бухучете» от 21.11.1996. выявленные по итогам проведенной инвентаризации излишки должны приниматься к учету.

В п.5.1 «Методических указаний по инвентаризации имущества …», принятых Приказом Минфина РФ №49 от 13.06.1995. отмечена необходимость выявления лиц, виновных в возникновении излишков.

Излишнее имущество отображается в учете в составе внереализационных доходов. Под таковыми п.20 ст.250 НК РФ понимает доходы в виде излишка стоимости ТМЦ, обнаруженного при инвентаризации.

В п.4.1 Указаний говорится, что излишки, выявленные в ходе проведения инвентаризации, приходуются соответственно оценке лишних товаров по бухгалтерскому учету.

Однако более поздние бухгалтерские нормативы гласят, что имущественные излишки следует принимать к учету по рыночной стоимости.

Согласно п.29 «Методических указаний по бухучету материально-производственных запасов», принятых Приказом Минфина РФ №119н от 28.12.2001. выявленные в процессе инвентаризационной проверки излишки относительно сверки фактического наличия имущественных ценностей и данных бухучета отображаются по ценам, соответствующим рыночным.

Коммерческие организации причисляют излишнюю стоимость к финансовым результатам. В некоммерческих учреждениях данная стоимость признается увеличением доходов.

Оприходование излишков при инвентаризации в бюджетном учреждении Как посчитать коэффициент амортизации смотрите в статье: как рассчитать амортизацию .

Суть износа и амортизации основных фондов, читайте здесь .

Принимая излишки к учету, бухгалтер руководствуется сличительной ведомостью и ведомостью о результатах инвентаризации. Важно, что рыночная стоимость лишнего имущества определяется на дату принятия объекта к учету.

Для определения рыночной стоимости можно воспользоваться помощью независимого оценщика либо определить цену самостоятельно.

При самостоятельном установлении стоимости из общедоступных источников, например из СМИ, процесс определения цены оформляется бухгалтерской справкой. Если оценка осуществляется оценщиком, то подтверждающим документом становится его отчет.

Формирование приказа

Основанием для принятия излишков инвентаризации к бухгалтерскому учету становится приказ руководителя. Его созданию предшествует процесс рассмотрения итогов инвентаризации инвентаризационной комиссией.

Члены комиссии должны выявить причины, которые обуславливают необходимость внесения записей в учетные регистры. Также комиссия определяет способ отображения итогов инвентаризации.

Инвентаризационной комиссией выявляются причины возникновения излишков. С материально ответственного работника берется объяснительная относительно возникновения переизбытка ценностей.

Заседание комиссии сопровождает документальное оформление процесса протоколом. В нем фиксируются все сделанные выводы, принятые решения и рекомендации по итогам проверки.

Также комиссия утверждает окончательный акт инвентаризации. Затем все документы по инвентаризации передаются в бухгалтерию, и итоги доводятся до сведения руководителя.

На основании акта инвентаризации руководитель издает приказ о принятии излишков к учету. На основании приказа бухгалтер осуществляет необходимые проводки.

Оприходование излишков при инвентаризации в бюджетном учреждении

Оприходование излишков при инвентаризации в бюджетном учреждении

В учете налоговом стоимость лишнего основного средства следует учитывать в составе внереализационных доходов в полной сумме на дату осуществления инвентаризационной проверки.

Об этом сказано в пп.20 ст.250 НК. При последующем применении принятого на учет объекта в производственной деятельности, на него в стандартном порядке начисляется амортизация, и в налоговом учете, и в бухгалтерском.

В случае, когда итогом инвентаризации становится выявление излишков товаров или материально-производственных запасов, в бухучете осуществляется проводка следующего вида:

Отражение товаров или МПЗ по рыночной стоимости

Дт10 (41, 43) Кт91-1

Когда при инвентаризации выявлен излишек материалов, производственных запасов либо товаров, их стоимостная величина в налоговом и бухгалтерском учете также признается внереализационным доходом, независимо от используемой для налогообложения системы.

В бюджетном учреждении

В бюджетных организациях инвентаризация помимо Методических указаний, регламентируется ТК РФ, ФЗ №129 и Приказом Минфина РФ №25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» от 10.02.2006 .

Соответственно п.20 и п.57 Инструкции излишки по материальным ценностям приходуют в бюджетном учете по текущей рыночной стоимости.

Бухгалтер при этом выполняет такую запись:
Оприходование излишков при инвентаризации в бюджетном учреждении

Текущая рыночная стоимость в соответствии с п.159 Инструкции это сумма, какая могла бы быть получена при реализации актива.

При этом ст.246 ТК РФ уточняет, что стоимость не может быть менее стоимости данного объекта по данным бухучета исходя из степени износа актива.

Рыночную стоимость определяет специально сформированная комиссия. Что касается отображения излишков инвентаризации в налоговом учете, то должно ли бюджетное учреждение уплатить налог на прибыль?

По ст.247 НК объект обложения налогом на прибыль это любая прибыль, какую получил налогоплательщик.

То есть это доход, уменьшенный на сумму осуществленных расходов. Налоговый учет бюджетных организаций определяется ст.321.1 НК.

Бюджетные учреждения, финансируемые из бюджетных средств и получающие доходы из иных источников должны вести раздельный учет доходов и расходов относительно целевого финансирования и прочих источников.

По ст.20 ст.250 НК излишки по имуществу считаются внереализационным доходом. Стоимость выявленных при инвентаризации излишков устанавливается как сумма налога, исчисленная с дохода.

Оприходование излишков при инвентаризации в бюджетном учреждении Как рассчитать амортизацию автомобиля на 1 км узнайте из статьи: амортизация автомобиля .

Возможен ли расчет амортизации автомобиля онлайн, читайте здесь .

Какой срок службы амортизаторов автомобиля, смотрите здесь .

Затраты, понесенные учреждением при оценке ценностей включаются во внереализационные расходы при условии наличия документального подтверждения. То есть организация вправе на сумму расходов уменьшить доход.

Таким образом, можно начислить налог на прибыль и выплатить его за счет бюджетных средств. При этом выполняются следующие бухгалтерские записи:

Начисление налога на прибыль

Дт1 401 01 180 «Прочие доходы» Кт1 303 03 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль»

Перечисление налога на прибыль в бюджет

Дт1 303 03 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на прибыль» Кт1 304 05 290 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по прочим расходам»

При УСН выявленные при осуществлении инвентаризации излишки отображаются в доходах при расчитывании упрощенного налога. При этом значения не имеет, использует ли организация «доходы» или применяет «доходы за минусом расходов».

Соответственно п.1 ст.346.15 НК все организации, применяющие упрощенный режим, учитывают возникающие внереализационные доходы.

Излишек товаров или товарно-материальных ценностей как раз и становится таким доходом. Отобразить эту прибыль следует на дату ратификации итогов инвентаризационной проверки.

Если организация совмещает разные спецрежимы, то можно не учитывать излишки имущественных ценностей при УСН. когда они касаются деятельности по ЕНВД.

Но для осуществления такой возможности необходимо подтверждение распределения стоимостной суммы излишков меж ЕНВД и УСН данными раздельного учета.

В последующем при продаже излишков вырученная сумма включается в состав доходов. Однако двойного налогообложения возникнуть не может.

Оприходование излишков при инвентаризации в бюджетном учреждении

Оприходование излишков при инвентаризации в бюджетном учреждении

Источники: http://www.garant.ru/article/315246/, http://www.audit-it.ru/articles/account/buhconcret/a65/628362.html, http://buhonline24.ru/buhgalterskij-uchet/vneoborotnye-aktivy/inventarizacija/izlishki-pri-inventarizacii.html

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here