Оплата от покупателя проводки

0
2087
Бухгалтерия

Счет 62 в бухгалтерском учете (нюансы)

Бухучет дебиторской задолженности на 62-м счете

Правила, которые нужно иметь в виду при работе со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», указаны в плане счетов бухгалтерского учета и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н. Счет 62 используется для отражения:

  • дебиторской задолженности (далее — ДЗ) покупателей и заказчиков за проданные товары, работы, услуги (далее — ТРУ);
  • кредиторской задолженности в виде авансов полученных.

Оборот по дебету 62-го счета имеет место при отражении задолженности покупателей, когда происходит реализация ТРУ. Второй стороной проводки будут счета доходов 90.1, 91.1 или счет 46 при поэтапном отражении доходов от выполнения долгосрочных работ. Таким образом, ДЗ отражается одновременно с выручкой. В соответствии с правилами бухучета выручка показывается в учете при соблюдении ряда условий (п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н):

  • наличие юридически обоснованного права на получение выручки;
  • наличие суммового значения выручки;
  • наличие убежденности в получении оплаты;
  • был осуществлен переход права собственности, т. е. покупатель принял ТРУ;
  • наличие суммового значения соответствующих расходов, понесенных для получения этой выручки.

Если не выполнено хотя бы одно условие, то оплата, полученная организацией, должна отражаться как кредиторская задолженность, а не погашать дебиторскую.

При поступлении оплаты от покупателя счет 62 кредитуется, а запись по дебету делается на счетах учета денежных средств.

Аналитика 62 счета должна позволять проверять его остатки на наличие просроченной задолженности, то есть вестись в разрезе контрагентов, выставленных счетов, сроков оплат. Для обеспечения прозрачности отчетности просроченная задолженность должна быть зарезервирована проводкой Дт 91.2 Кт 63 (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н). В балансе дебиторка показывается за минусом резерва. Долги, вернуть которые нет возможности, и долги с истекшим сроком исковой давности должны быть списаны (п. 77 ПБУ) за счет резерва проводкой Дт 63 Кт 62, а если они не были зарезервированы, то списываются на финансовые результаты Дт 91.2 Кт 62. При этом еще 5 лет списанная ДЗ отражается за балансом (счет 007) для того, чтобы отслеживать изменение материального состояния должника и возможность возврата долга.

Бухучет авансов полученных

Оплата ТРУ до их отгрузки или передачи учитывается на 62-м счете обособленно, обычно применяется субсчет 62.2 «Авансы полученные», тогда как субсчет 62.1 «Расчеты с покупателями и заказчиками» используется для учета ДЗ от покупателей. В балансе полученные авансы входят в состав кредиторской задолженности, то есть показываются в пассиве, показывать авансы свернуто с ДЗ нельзя. Кроме того, при получении предоплаты поставщик должен начислить НДС (п. 1 ст. 167 НК РФ).

В июле ООО «Пчелка» (покупатель) и ООО «Василек» (продавец) подписали договор на приобретение тротуарной плитки стоимостью 944 590 руб. В этом же месяце ООО «Пчелка» произвело полную предоплату. В учете ООО «Василек» делаются следующие проводки:

Дт 51 Кт 62.2 — 944 590 руб. — на расчетный счет поступила предварительная оплата от ООО «Пчелка»;

Дт 76 субсчет «НДС с авансов полученных» Кт 68 субсчет «НДС» 144 090 руб. (944 590 × 18/118) — начислен НДС при получении предоплаты.

В августе ООО «Василек» отгрузило всю тротуарную плитку покупателю и отразило такие записи:

Дт 62.1 Кт 90 — 1 944 590 руб. — начислена выручка;

Дт 90.3 Кт 68 субсчет «НДС» — 144 090 руб. — начислен НДС с продажи;

Дт 68 субсчет «НДС» Кт 76 субсчет «НДС с авансов полученных» 144 090 руб. — начисленный ранее НДС с полученной предоплаты принят к вычету;

Дт 62.2 Кт 62.1 — 944 590 руб. — произведен зачет ранее полученной предоплаты.

Расчеты векселем

В инструкции к плану счетов также уделено внимание особенностям расчетов векселями. Если покупатель выдает поставщику собственный вексель, то задолженность не погашается, но этим действием оформляется отсрочка платежа и выдается гарантия оплаты. Для учета полученных векселей рекомендуется выделить отдельный субсчет, например, 62.3 «Векселя полученные». В учете продавца делаются следующие записи:

Расчеты с покупателями (счет 62)

В предыдущей статье мы разобрались с поставщиками, теперь перейдем к покупателям. Как ведется учет покупателей, в чем особенности расчетов с ними, какие проводки по счету 62 отражают взаиморасчеты с покупателями в общем случае, при получении от них авансов или векселей.

Покупатели – это физические или юридические лица, которым организация продает товары, продукцию и прочие материальные ценности и активы. Учет расчетов с покупателями ведется на 62 счете бухгалтерского учета. На сч.62 может вестись аналитический учет по каждому отдельному покупателю. На этом же счете могут отражаться оказанные услуги и выполненные работы.

Счет 62 – активно-пассивный, то есть на нем ведется учет активов и пассивов. Подробнее этот счет анализировался в этой статье. почитайте.

На счете 62 могут быть открыты несколько субсчетов:

  • Субсчет 1 – для учета расчетов в общем случае;
  • Субсчет 2 – для учета полученных авансов;
  • Субсчет 3 – для учета полученных векселей.

Учет расчетов с покупателями

Дебет сч. 62 отражает стоимость отгруженных товарно-материальных ценностей, то есть здесь формируется дебиторская задолженность покупателя перед организацией (выручка от продажи).

Дебет сч.62 корреспондирует с кредитом счетов учета продаж или прочих доходов, расходов. Сч.90 «Продажи» используется при реализации покупателю товаров, продукции, когда это является обычным видом деятельности организации. Сч.91 «Прочие доходы и расходы» используется при разовых продажах активов: основных средств, материалов, нематериальных активов, когда это не является обычным видом деятельности предприятия — проводки Д62 К90/1 или Д62 К91/1.

Кредит сч. 62 отражает получение оплаты от покупателя, то есть погашение имеющейся задолженности. Кредит сч.62 корреспондирует с дебетом счетов учета денежных средств (сч.50, 51, 52, 55) – проводки Д50 (51, 52, 55) К62.

Стоимость реализованных товарно-материальных ценностей отражается по дебету сч.62 с учетом НДС.

Если организация является плательщиком данного налога, то необходимо его начислить в соответствии с применяемой ставкой и платить его в бюджет. Начисление налога на добавленную стоимость отражается с помощью проводки Д90/3 (91/2) К68/НДС (в зависимости от того, что продается). Уплата налога отражается с помощью проводки Д68/НДС К51.

Данные проводки отражаются при обычной продаже, когда организация отгружает ТМЦ, а покупатель после этого их оплачивает.

В этом случае сч.62 ведет себя, как активный: по дебету отражается дебиторская задолженность (актив), по кредиту погашение задолженности (уменьшение актива).

Бухгалтерские проводки по счету 62 в общем случае:

Учет авансов полученных

Возможен и другой вариант расчетов с покупателями, когда организация сначала получает предоплату от покупателя (аванс), после чего производит отгрузку. Учет расчетов будет вестись несколько по-другому.

Прежде всего, открывается дополнительный субсчет 2 «Авансы полученные. При этом на первом субсчете ведется учет расчетов в общем случае.

Получение предоплаты отражается с помощью проводки Д51 К62/2, при этом формируется кредиторская задолженность продавца перед покупателем.

Если организация является плательщиком НДС, то с полученного аванса она должна выделить налог для уплаты его в бюджет. Для этого можно воспользоваться дополнительным счетом 76, на котором открывается субсчет «НДС с авансов полученных». Проводка по начислению налога к уплате с полученного аванса имеет вид: Д76/НДС с авансов К68/НДС, выполняется проводка в день получения аванса.

Далее организация продавец производит отгрузку товаров, продукции, активов, погашая эту задолженность – проводка Д62/1 К90/1 (91/1).

С реализованных товаров также нужно начислить НДС к уплате проводкой Д90/3 К68.НДС, проводка выполняется в день отгрузки.

После того, как отгрузка произведена, необходимо зачесть полученный аванс в качестве оплаты за отгруженные ценности с помощью проводки Д62/2 К62/1.

Что касается НДС, то видим, что налог начислен к уплате дважды: с аванса и с реализации. Конечно, в двойном размере уплачивать организация его не будет, поэтому необходимо вычесть НДС с аванса, для этого выполняется проводка Д68/НДС К76/НДС с авансов.

В случае получения предоплаты от покупателя сч.62 будет вести себя как пассивный: по кредиту формируется кредиторская задолженность (пассив), по дебету погашение задолженности (уменьшение пассива).

Именно поэтому сч.62 является активно-пассивным, так как может вести себя как пассивный и как активный счет.

Проводки по учету полученных авансов:

Совет 1: Как отразить наличную оплату от покупателя

Вы, как поставщик, имеете право реализовывать товар не только за безналичную оплату, но и за нал. Российским законодательством предусмотрены некоторые правила ведения кассовой дисциплины. Наличная оплата за продукцию или услугу не должна превышать 100000 рублей по одному договору.

При получении оплаты от поставщика оформите приходный кассовый ордер (форма №КО-1), который состоит из двух частей. Первую часть заполните для учета на вашем предприятии, а вторую часть – отрывной бланк – заполните для покупателя, он будет служить подтверждением оплаты .

В квитанции (отрывной бланк) обязательно укажите: от кого приняты денежные средства, сумму; поставьте оттиск печати организации и подпись. Также укажите число и порядковый номер документа. В том случае, если вы используете в работе ККТ, то выбейте покупателю кассовый чек.

В бухгалтерском учете отразите вышенаписанную операцию следующим образом:

Д50 «Касса» К62 «Расчеты с покупателями» — получена оплата в кассу организации от покупателя.

В том случае, если покупатель вносит аванс за товар или услугу, в бухгалтерском учете отразите это проводкой:

Д50 «Касса» К62 «Расчеты с покупателями» субсчет «Авансы полученные».

Случаются ситуации, когда покупатель просит вернуть аванс по той или иной причине. Делая это при помощи кассы, отразите операцию проводкой:

Д62 «Расчеты с покупателями» субсчет «Авансы выданные» К50 «Касса».

Учтите, что при получении денежных средств от сделки купли-продажи вы должны положить их на свой расчетный счет, причем основанием получения денежных средств будет являться «Выручка». В том случае, если лимит позволяет оставить средства в кассе, то вы можете не переводить их на счет.

Совет 2: Что такое эквайринг

Эквайринг означает в переводе с английского языка — приобретение. Он представляет собой прием разных платежных карт к оплате в сфере товаров и услуг. При этом платеж осуществляется с помощью уполномоченного банка-эквайера путем установки специальных платежных терминалов в компаниях.

Оплата от покупателя проводки

Что означает эквайринг

Эквайринг представляет собой комплекс услуг по приему банковских карт к оплате. Для этого используются платежные терминалы двух видов: POS-терминалы и импринтеры. В свою очередь, кредитную организацию, оказывающую подобные услуги, называют банком-эквайером. Данный банк устанавливает специальное оборудование, предназначенное для приема карт и производит все расчетные операции.

Для того, чтобы воспользоваться такой услугой, как эквайринг, необходимо с банком оформить соответствующий договор. В нем должны быть отражены все условия установки аппарата, его обслуживания, стоимость комиссионного вознаграждения, а также сроки по возмещению денежных средств.
Условия обслуживания всегда формируются индивидуально для каждой отдельной торговой организации самим банком.

Зачем нужен эквайринг

Эквайринг позволяет любой торговой организации увеличить не только количество клиентов, но и оборот денежных средств, уменьшить расходы на инкассацию, снизить риски по всем операциям, связанным с обращением наличных денежных средств.

Банки получают неплохой процент в виде комиссионного вознаграждения, который выводится на их счет от каждой суммы, оплаченной покупателем по карте в торговой точке. Его размер устанавливается банком персонально для каждой компании, так как он может зависеть от разных факторов. К примеру, от сферы профессиональной деятельности предприятия, от ее среднегодового торгового оборота, от срока, как давно она существует на рынке, от количества представительств компании, от размера площади, занимаемой торговой организацией, от вида канала связи и многое другое.
Банк-эквайер платит платежной системе определенную сумму от полученной комиссии.

Эквайрингом могут пользоваться любые торговые предприятия, вне зависимости от наличия расчетного счета в банке. Это совсем не будет являться обязательным условием со стороны банка. При этом, если у компании все таки не оформлен счет в банке, то ей необходимо будет предъявить большее количество разных документов, которые необходимы для оформления договора.

Источники: http://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/schet_62_v_buhgalterskom_uchete_nyuansy/, http://buhs0.ru/raschety-s-pokupatelyami-schet-62/, http://www.kakprosto.ru/kak-95995-kak-otrazit-nalichnuyu-oplatu-ot-pokupatelya

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here