К юбилею фирмы сотрудникам выписывали премии

0
452

За что можно премировать сотрудников – формулировки

Главная / Премии и премирование / За что можно премировать сотрудников – формулировки

Премирование сотрудников за что возможно – формулировкаоснований для премирования может быть различной в зависимости от того, за что выдается премия и насколько богата фантазия руководства. Рассмотрим, чем регулируется порядок закрепления формулировок в приказе о премировании и какие из них лучше использовать в тех или иных случаях.

Для чего, согласно ТК РФ, выплачивается премия работнику?

Нормой закона, определяющей, что такое премия, является часть 1 статьи 129 ТК РФ. Согласно ее положениям, премия — это выплата поощрительного либо стимулирующего характера. Название такой выплаты может изменяться, но ее целевое назначение сохраняется.

При этом важно помнить, что ТК РФ не обязывает администрацию организации выплачивать премии своим сотрудникам. Основания для премирования работников. порядок и сроки его проведения статья 135 ТК РФ относит к компетенции конкретной организации, которая вправе определять все это своими внутренними документами. Несмотря на подобный «пробел» в трудовом законодательстве, система премирования действует практически повсеместно, так как заинтересованность каждого работника в результатах труда — это лучшая гарантия общей успешности организации.

На практике применяется несколько систем премирования. Наиболее распространено в России общее премирование, когда поощрительные выплаты выплачиваются почти всем сотрудникам при отсутствии недостатков в работе с их стороны, размер доплаты при этом может быть как фиксированным, так и зависящим от величины оклада.К юбилею фирмы сотрудникам выписывали премии

Более гибкий вариант основан на тщательной оценке вклада каждого работника в общий результат. При таком подходе премию могут получать далеко не все сотрудники, а лишь наиболее успешные, принесшие максимум пользы организации. Размеры премиальных в таком случае могут даже значительно превышать сумму оклада поощренного работника.

Главный плюс системы индивидуального премирования — это поощрение конкретных качеств сотрудника, результата, который организация ожидает от своих работников. Именно в этом максимально проявляется стимулирующий характер подобного рода выплат, так как прочие сотрудники будут стремиться выполнять свои обязанности лучше, имея перед собой реальный пример.

Условия для назначения премии, примеры формулировок

Условия премирования определяются исходя из сложившейся на предприятии схемы поощрения сотрудников. При применении общего премирования главным условием является выполнение определенных (зачастую усредненных) показателей, завершение работ в назначенные сроки и т. п. При успешном выполнении плана работ премия назначается общим приказом по итогам месяца, квартала или иного периода. Одновременно определяется перечень сотрудников, которые допустили какие-либо нарушения, лишающие премиальных.

Формулировки приказов о премировании в таких случаях довольно однообразны:

  • «за успешное выполнение задания (плана, возложенных обязанностей)»;
  • «за высокое качество проделанной работы»;
  • «за достижение высоких результатов в работе» и т. п.

При использовании индивидуально ориентированной системы премирования выплата премии может не определяться временным периодом, а выплачиваться за конкретные успехи. Соответственно, приказ о премировании одного либо группы сотрудников будет содержать точную формулировку достижения:

  • «за успешное представление интересов фирмы на переговорах с клиентом и заключение особо выгодного контракта»;
  • «за выполнение особо сложного срочного задания»;
  • «за применение нестандартного (творческого) подхода к решению вопроса» и т. д.

За что можно дать дополнительную премию?

Для предприятия, работающего на перспективу, важно не только своевременное выполнение плановых показателей, но и побуждение сотрудников к профессиональному росту, улучшение имиджа компании, привлечение к сотрудничеству большего числа партнеров, укрепление своих позиций по отношению к конкурентам. Достигаться подобные цели могут различными путями, в том числе посредством учета индивидуальных достижений работников, на стимулирование которых и направлена система премирования.

Успешное участие сотрудников в различных выставках, конкурсах, программах развития — это огромный плюс к имиджу предприятия. Совершенно логично проведение различных конкурсов с последующим материальным стимулированием и внутри отдельно взятого предприятия. При разумном подходе экономический эффект от повышения мастерства сотрудников, улучшения качества работы, слаженности коллектива будет на порядок больше затраченных на премирование средств.

Формулировки для премирования сотрудников в этом случае могут просо описывать достижения служащих, например:

  • «за участие в конкурсе профессионального мастерства»;
  • «за представление компании на международном конкурсе»;
  • «за победу в соревнованиях по мини-волейболу среди сотрудников магазинов канцтоваров».

Еще один способ улучшения микроклимата в коллективе и повышения ответственности за результат каждого работника — выплата индивидуальных премий, приуроченных к значимым датам в жизни работника (рождению ребенка, вступлению в брак, юбилею и т. п.).

Значимый аспект деятельности компании — стремление к сохранению квалифицированных и опытных работников. Премирование за верность компании, многолетнюю успешную работу в ней, поощрение трудовых династий, создание условий для их появления — все это имеет большое значение.

Содержание приказа о назначении премии

К юбилею фирмы сотрудникам выписывали премии

При составлении приказа, посвященного премированию, рекомендуется использовать унифицированную форму Т-11 (для премирования группы сотрудников — Т-11а), утвержденную постановлением Госкомстата РФ «Об утверждении…» № 1 от 05.01.2004.

Помимо стандартных реквизитов организации при заполнении данной формы вводятся следующие данные:

  • инициалы и должность поощряемого сотрудника;
  • формулировка;
  • указание типа премии (денежная сумма, подарок и т. д.);
  • основание для начисления премии (представление или служебная записка от руководителя структурного подразделения).

При указании формулировки можно воспользоваться как одной из конструкций, указанных в нашей статье, так и придумать собственный вариант. Стоит помнить, что каких-либо специальных требований к подобным формулировкам ТК РФ не предъявляет, оставляя данный вопрос на усмотрение руководителя организации.

Как видите, формулировки могут быть различными и зависят лишь от оснований для премирования и мнения руководства. Закон требований к формулировкам не предъявляет — главное, чтобы из текста было понятно, за что выплачивается премия.

К юби­лею фирмы со­труд­ни­кам вы­пи­са­ли премии. Некто А. узнал, что по­лу­чил меньше, чем другие. Он всту­пил в спор с начальником. Отметим, что в этом учре­жде­нии ре­ше­ния ру­ко­вод­ства о пре­ми­ро­ва­нии со­труд­ни­ков не­ред­ко вы­зы­ва­ли недовольство.

Определите по сфере про­яв­ле­ния вид этого конфликта. На­зо­ви­те любые два условия, при ко­то­рых кон­флик­та можно было избежать. Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские знания, пред­ло­жи­те один спо­соб раз­ре­ше­ния конфликта, про­ком­мен­ти­ро­вав его.

1) вид кон­флик­та — производственно-экономический;

2) условия, при ко­то­рых можно было из­бе­жать конфликта, например:

− офор­мить в пись­мен­ной форме по­ря­док по­ощ­ре­ния работников,

− вы­дать оди­на­ко­вый раз­мер пре­мии к юби­лею фирмы;

3) спо­со­бы раз­ре­ше­ния кон­флик­та и комментарии, например:

− ком­про­мисс — раз­ре­ше­ние кон­флик­та через вза­им­ные уступ­ки (например: ра­бот­ни­ки пред­ло­жат ра­бо­то­да­те­лю офор­мить пись­мен­но по­ря­док по­ощ­ре­ния работников, а ра­бо­то­да­тель согласится);

− пе­ре­го­во­ры — мир­ная бе­се­да сто­рон по ре­ше­нию про­бле­мы (например: по­бе­се­до­вав с работодателем, ра­бот­ник вы­яс­нит при­чи­ны дан­но­го рас­пре­де­ле­ния пре­мии и будет удовлетворён объяснениями).

Могут быть на­зва­ны дру­гие усло­вия и спо­со­бы раз­ре­ше­ния конфликта.

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по об­ще­ст­во­зна­нию 05.05.2014 ва­ри­ант ОБ10901.

/ Bogolyubov_11_profilny_uroven

К юбилею фирмы сотрудникам выписывали премии

3. Работники предприятия, представленные инициа­ тивной группой, официально уведомили администрацию, что если она к определенному сроку не обеспечит погаше­ ние задолженности по заработной плате, то персонал пре­ кратит работу, объявит забастовку. Является ли данная си­ туация конфликтом? Ответ поясните.

4. К юбилею фирмы сотрудникам выписывали премии.

Некто А. узнал, что получил меньше, чем другие. Он всту­

пил в спор с начальником. Отметим, что в этом учрежде­ нии порядок поощрения сотрудников не был оформлен до­ кументально. Решения руководства нередко вызывали недовольство. Охарактеризуйте основные стадии развития этой конфликтной ситуации. В чем причина возникнове­ ния этого конфликта? При каких условиях его можно было бы избежать? Каким способом его можно разрешить?

5. Сотрудники конструкторского бюро выполняли рабо­

ту по договору. Когда работа была оплачена, между сотруд­ никами возник спор о том, как распределить деньги. По мнению К. руководитель группы распределил деньги не­ справедливо. Но К. решил промолчать. Можно ли рассмат­

ривать этот конфликт как социальный? Свой ответ аргу­ ментируйте. Как называется такой способ поведения в конфликте? В чем недостатки этого способа? Назовите другие способы.

Поработайте с источн иком

Прочитайте фрагмент из работы англо-германского социо­

лога Ральфа Дарендорфа (род. в 1 929 г_ ).

Регулирование социальных конфликтов является реша­

ющим условием уменьшения насильственности почти всех видов конфликтов. Конфликты не исчезают посредством их разрешения; они не обязательно становятся сразу менее ин­ тенсивными, но в такой мере, в которой удается регулиро­ вать, они становятся контролируемыми, и их творческая сила ставится на службу постепенному развитию социаль­ ных структур.

Для этого нужно, чтобы конфликты вообще, а также данные отдельные противоречия признавались всеми уча­ стниками как неизбежные, и более того – как оправдан­ ные и целесообразные. Тому, кто не допускает конфликтов, рассматривает их как патологические отклонения от вооб­ ражаемого нормального состояния, не удается совладать с ними. Покорного признания неизбежности конфликтов также недостаточно. Скорее, необходимо осознавать плодо­ творный творческий принцип конфликтов. Это означает, что любое вмешательство в конфликты должно ограничи-

– Вопросы и задания к источнику. 1) Как автор оценива­

ет возможность регулирования конфликтов? 2) На основе текста параграфа и документа сформулируйте основные принципы компромиссного разрешения конфликта. 3) Объ­ ясните смысл последней фразы текста и приведите приме­ ры, подтверждающие ваше суждение.

§ 8. Этнос и нация

выражение «многонациональный народ

В курсах истории рассматривались различные формы

сплочения людей – род, племя, народность, нация. Это го­ ворит о том, что формы внутриэтнической и межэтниче­ ской консолидации людей не остаются неизменными. Так, исторически первые формы сплочения – род и пле­ мя – характерны для примитивных, доиндустриальных

общественных систем (с позиций формационного подхо­ да – первобытно-общинных).

С развитием торговых связей, общественного разделе­ ния труда усложнились и социальные связи людей, ранее принадлежавших к различным племенам. На первый план выдвигаются уже не родовые, а социальные и территори­ альные связи. На новой, социально-территориальной основе начинают складываться новые формы общности людей – народности или народы. Помимо социально-территориаль­ ного единства этнологи отмечают еще одну важнейшую черту новых сообществ – многоэтничность их состава,

при котором, однако, сохраняется относительно авто­

номное группирование различных этносов (например, при образовании древнерусской народности в IX-X вв. в нее, кроме восточнославянских племенных союзов, вошли неко­ торые угро-финские, балтийские, а позже представители ряда тюркских племен и народностей).

С возникновением индустриальных общественных сис­

тем с преимущественно рыночными, государственными и идеологическими социальными регуляторами (в формаци­ онных терминах – с развитием капитализма) в новой и но­ вейшей истории возникают и новые формы межэтнической

К юбилею фирмы сотрудникам выписывали премии

(и внутриэтнической) консолидации – нации. Характер­ ной чертой такого сообщества людей является осознание себя гражданами единого государства.

НАЦИЯ И НАЦИОНАЛЬНОСТЬ

Существуют по крайней мере две трактовки понятия на­

ции. Согласно одной из них нация – это исторически сло­

жившаяся общность людей на основе общности террито­ рии, экономического уклада, системы политических связей, языка, культуры и психологического склада, про­ являющегося в общегражданском сознании и самосозна­ нии. В данном случае подчеркивается общегражданская

сущность новой формы консолидации людей. Однако в та­ ком понимании нации отсутствует этнический компонент.

В западной социологии нация, как правило, понимается

как согражданство, основанное на индустриально развитой

социально ориентированной демократии. Во многих совре­

менных демократических странах термин «нация» давно используется в значении «согражданство». «народ данной страны». «совокупность граждан государства» .

Тем не менее реальный современный мир остается поли­ этничным – 90% народов живут в многоэтнических (мно­

гонациональных) государствах. Понятие «народ» (этнос) не только не утратило своего значения, но, напротив, приобре­ ло принципиальное значение в современных национальных отношениях. Хорошо известно, что государство сохраняет стабильность только до тех пор, пока остаются стабильны­ ми межэтнические (межнациональные) отношения населя­

ющих его народов. А межэтнические конфликты, как вы знаете, могут возникать в государствах с самым разным уровнем развития цивилизации (в странах Южной Азии и Тропической Африки, в Великобритании, Канаде, Испании и Бельгии). Опасность таких конфликтов огромна: они спо­ собны расколоть самые мощные государства.

В другой трактовке нация определяется как особая исто­

рическая общность людей, характеризующаяся общностью

ее происхождения, языка, территории, экономического укла­ да, а также психического склада и культуры, проявляющих­ ся в общности ее этнического сознания и самосознания.

В этом случае, как видим, понятие «нация» соответст­ вует новой форме внутриэтнической консолидации лю­ дей, т. е. этносу, в условиях Нового и Новейшего времени.

Таким образом, в одной интерпретации нация означает со­

гражданство, в другой – этнос. Подобная двусмыслен­ ность приводит многих ученых к выводу, что понятие «на­ ция» нельзя считать строго научной категорией.

К юбилею фирмы сотрудникам выписывали премии

Понятие национальность означает принадлежность чело­ века к определенному этносу или согражданству (государству) в зависимости от самоидентификации. Гражданин России на вопрос о национальности, вероятно, ответит, что он русский или татарин и т. п. т. е. укажет этническую принадлеж­ ность. А гражданин США, Франции на этот же вопрос отве­ тит, скорее всего, что он американец или же француз.

Что касается этнической самоидентификации в боль­

шинстве демократических стран, то там национальность определяют не государственные органы («вынужденная идентичность»), а сами граждане в зависимости от отожде­ ствления себя с культурой того или иного этноса. На Земле становится все больше людей, родившихся от смешанных браков, и они вправе выбирать национальность любого из родителей. Личный выбор национальности – неотъемле­

мое право человека, условие его свободы. Это право имеют и граждане России.

К юбилею фирмы сотрудникам выписывали премии

Опорой в укреплении и сохранении традиции служат на­

циональные ценности, то, что особенно значимо и важно для человека и общества, что признано, с чем mоди в целом со­

гласны. Опора на эти ценности приобщает к историческому

опыту, помогает избегать многих заблуждений и ошибок, дает возможность увидеть смысл в жизни общества и своей личной жизни, не подменяя его бездумным потребительством.

Разобраться в традиционных русских ценностях как все­

гда лучше всего помогает обращение к отечественной фило­ софской мысли. Например, И. А. Ильин ( 1 8821954) вы­ делил 1 0 фундаментальных национальных ценностей (философ называл их сокровищами). Это национальный

язык, национальные песни и танцы, национальные сказ ­

ки, история народа, молитва, жития святых и героев.

Сюда же Ильин относил и хозяйство, т. е. трудовое воспи­ тание человека с раннего детства, ибо видел в труде «источ­ ник здоровья и свободы»; армию – «оплот Родины», терри­ торию – национально-государственное наследие России.

В этих «сокровищах» философ видел «дух национального

воспитания» и полагал, что задача каждого поколения со­ стоит в верной передаче этого духа. В советский период мно­ гие из этих традиций были утрачены.

Как видите, есть над чем задуматься и что обсудить. Глав­

ное, что становится понятным, когда вдумываешься в содер­ жание «сокровищ», – их общечеловеческое значение (как говорил сам Ильин – «сверхнациональное»). Конечно, фило­

соф обращался прежде всего к русским людям, но, по его же выражению, «И к каждому здоровому народу». Создается впе­

чатление, что автор – наш современник и обращается к нам,

гражданам многонациональной, многоконфессиональной

страны. Потому что каждому народу дорог его родной язык,

История народов – непрерывный этногенез, т. е. про­

цесс непрерывного возникновения и развития этнических общностей. Современное человечество представлено всем многообразием этносов: на Земле живут и племена, и на­ родности, и нации (что связано с разнообразием условий их жизнедеятельности). Не случайно ученые иронизируют: легче пересчитать звезды, чем этносы.

Действительно, науке до сих пор не удалось установить, сколько же этносов живет на Земле. Их насчитывают от 3 до 5 тыс. (все зависит от методики подсчета).

К юбилею фирмы сотрудникам выписывали премии

Демографическая ситуация прослеживается точнее. Еще

в начале ХХ в. численность населения Земли приближалась к 2 млрд, а к концу века составила уже 6 млрд человек. Все­ го за век численность населения планеты утроилась.

Для того чтобы можно было рассматривать этническое многообразие в определенной системе, специалисты предла­ гают классифицировать народы мира. Основания классифи­ кации могут быть разными. В частности, классифицируют

по следующим основаниям: географическому, языковому, антропологическому (содержание каждого из направлений классификации знакомо вам из курсов биологии, географии и истории).

Географическая классификация вам хорошо известна:

выделяют народы Европы, народы Азии, народы Африки,

народы Америки, народы Австралии и Океании. А две дру­

гие классификации рассмотрим подробнее.

Языковая классификация дает представление об этни­

ческом родстве народов и общих истоках происхождения различных культур. Она, во-первых, основана на представ­ лении о взаимопонимании между людьми, принадлежащи­ ми к одной этнической группе. Во-вторых, учитывает осоз­ нание самими людьми своей культурно-языковой близости

с другими народами. В-третьих, учитывает родство между языками и культурами более отдаленного типа, которое определяется понятием «языковая семья». Всего выделяют

12 языковых семей, и они охватывают 96% из 6 тыс. изве­ стных языков мира.

Индоевропейская языковая семья – одна из самых рас­ пространенных на Земле. В нее входят все славянские, бал­ тийские, германские, кельтские, романские, иранские, ин­ доарийские языки. Родство языков во многих случаях свидетельствует о единстве происхождения и родстве самих этих народов.

Сегодня считается доказанным родство большинства языковых семей Европы, Африки и Азии: индоевропей­

ской, афразийской (семитско-хамитской), иберийско-кав­ казской, дравидской (языки коренного населения Индоста­ на и ряда прилегающих районов), уральской (угро-финно-са­ модийской) и алтайской (тюркско-монгольской). Существу­ ет также гипотеза, что все языки мира, несмотря на разли­ чия, имеют некоторые общие черты. Но это пока только ги­ потеза.

Антропологическая классификация основана на прин­

ципе деления народов по расам. Все люди планеты относят­

ся к одному биологическому виду. Вместе с тем существует бесспорная реальность физического (телесного) разнообра­ зия людей. Различия между физическими типами людей

К юбилею фирмы сотрудникам выписывали премии

обычно называют расовыми. Выделяются четыре большие расы: европеоиды (евразийская раса), монголоиды (азиат­ ско-американская раса), негроиды (африканская раса) и ав­ стралоиды (океанийская раса).

Процесс этногенеза и расогенеза идет непрерывно. Расы

постоянно смешиваются между собой. Вследствие чего «Чи­ стых» рас не существует: все они обнаруживают массу при­ знаков смешения. Не случайно в наши дни в составе боль­ ших рас принято выделять 25 малых.

У многих людей, представляющих на первый взгляд тот

или иной «чистый» тип этноса, находят признаки древних или сравнительно недавних смешений. Великий русский поэт А. С. Пушкин (о котором мы часто говорим: «Пуш­

кин – это наше все!») – потомок не только знатных рус­ ских родов, но и «арапа Петра Великого» – Ганнибала, ставшего русским генералом (арапами тогда называли не­ гров). А женой Ганнибала и прабабкой Пушкина была нем­ ка – Христина фон Шеберх. Великий француз Александр Дюма был внуком негритянки. Примеры можно приводить бесконечно. Важно усвоить истину: в современном многоэт­ ническом мире «чистых» рас нет.

Этническая картина современной России также пестра в расовом и языковом аспекте. Здесь проживает 10 малых рас, свыше 130 наций, народностей и этнических групп.

из 142-миллионного населения России.

А среди самых малых этнических общностей можно отме­ тить, например, арчинцев (Дагестан, примерно 1000 чело­ век), тофаларов (Иркутская область, около 700 человек),

уйльтинцев (Сахалин, 350 человек), водь (Ленинградская область, не более 100 человек). Этническое разнообразие России связано с тем, что по территории нашей страны

проходит граница между ареалами (областями распростра­ нения) двух больших рас – европеоидной и монголоид­ ной.

Процессы расового, межэтнического смешения в России

имеют многовековую историю. Ярким примером может служить русское дворянство. В. О. Ключевский писал, что

на службу русскому царю в XII-XIV вв. перешло значи­ тельное количество выходцев из Золотой Орды, ставших основателями будущих родов русской знати. Они получали княжеские титулы и земельные наделы, крестились и бра­ ли себе русских жен. Так, на Руси появились Апраксины, Аракчеевы, Бунины, Годуновы, Державины, Карамзины,

Кутузовы, Корсаковы, Мичурины, Тимирязевы, Тургене­

вы, Юсуповы – в целом несколько сотен дворянских ро­ дов, имевших тюркские корни.

К юбилею фирмы сотрудникам выписывали премии

Россияне никогда не были людьми, не приемлющими представителей какой-нибудь расы, этноса, нации. Патоло­ гические проявления расизма и нацизма, с которыми мы порой сталкиваемся сегодня, – это результат прежде всего духовного убожества отдельных людей, а также целена­ правленной деятельности нечистоплотных политиков, пре­ следующих корыстные цели. Из истории вы хорошо знае­ те, к каким катастрофическим последствиям приводят попытки внедрения расистских и нацистских идей. Расизм или шовинизм в любой форме есть ложь, причем ложь пре­ ступная, ибо вместе с моральными нормами нарушаются конституционные права человека.

– Основные понятия: этнос, нация.

– Термины: национальность, национальный менталитет, национальные традиции и ценности.

П роверьте себя

1) В каком значении употребляется понятие «этнос»

в нашей науке? 2) Чем различаются определения понятия «этнос»? 3) Какой признак этноса считается основным?

4) Почему понятие «нация». по мнению многих ученых, не

является строго научной категорией? 5) Почему утвержда­

ют, что национальный менталитет – это своего рода па­ мять о прошлом, обусловливающая поведение людей?

6) Каковы, по мнению И. А. Ильина, главные ценности

русского народа? Почему философ называл их сверхнацио­ нальными? 7) Что служит подтверждением этнического

многообразия современного человечества?

Подумайте. обсудите. сделайте

1. Персидский поэт и философ Саади (1210-1292) писал:

Все племя Адамово – тело одно,

Из праха единого сотворено.

Коль тела одна только ранена часть, То телу всему в трепетание впасть.

Над горем людским ты не плакал вовек,

Так скажут ли люди, что ты человек?

Как вы понимаете смысл этих строк, написанных

в XIII в. Почему говорят, что они актуальны и сегодня?

Согласны или не согласны вы с этим утверждением? Объяс­ ните свою позицию.

2. Вам хорошо знакомы формулировки: национальные

традиции; национальная кухня; национальный доход; ва-

К юбилею фирмы сотрудникам выписывали премии

ловой национальный продукт; национальные особенности;

Национальный филармонический оркестр России; много­

национальный народ России. Понятие «национальный» ис­ пользуется здесь в разных смыслах, поскольку разную трактовку имеет само понятие «нация». Объясните, в ка­ ком смысле надо понимать каждую из этих формулировок.

3. В состав традиции специалисты включают обычаи,

ритуал, обряд. Каждый из этих видов традиции имеет свои

особенности. Попробуйте сами обрисовать их. Для убеди­ тельности приведите примеры.

4. В СССР национальность определялась и фиксирова­ лась в паспорте. В общественном мнении также господство­ вала жесткая норма единственной, обязательной националь­ ной принадлежности. И если государственный орган вписал в паспорт ту или иную формулировку, значит, так и есть. Эт­ нолог В. А. Тишков называет такую ситуацию «вынужден­ ной идентичностью» и отмечает, что подобных примеров на территории бывшего СССР не тысячи, а миллионы. Он при­ водит близкий ему пример. Приятель его сына Феликс Хача­ турян, всю жизнь проживший в Москве, ни слова не знаю­

щий по-армянски, никогда не бывавший в Армении, числился по советскому паспорту армянином, хотя не только по культуре, но и по самосознанию являлся русским.

Ученый ставит вопрос: имеет ли право такой человек

считать себя русским? Или основными определителями эт­ нической идентичности является звучание фамилии и внешний облик? У ученого есть четкий, обоснованный от­ вет. А вы какого мнения? Объясните.

· “”. Поработайте с источ ником

Русский историк В. О. Ключевский ( 1 841 – 1 91 1 ) в своем зна­

менитом «Курсе русской истории» отмечал следующее обстоя­ тельство.

Условия жизни убедили русского человека, что «надоб­

но дорожить ясным летним рабочим днем, что природа от­ пускает ему мало удобного времени для земледельческого труда. И что короткое великорусское лето умеет еще укора­ чиваться безвременным, нежданным ненастьем. Это застав­

ляет великорусского крестьянина спешить, усиленно рабо­ тать, чтобы сделать много в короткое время и в пору убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму.

Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременно­

му напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихо­ радочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынуж­ денного осеннего и зимнего безделья» .

Ключевский В. О. Соч. В 9 т. – Т. 1. – М. 1 987. – С. 31 5.

Источники: http://nsovetnik.ru/premii_i_premirovanie/za_chto_mozhno_premirovat_sotrudnikov_formulirovki/, http://soc-ege.sdamgia.ru/test?pid=5283, http://www.studfiles.ru/preview/5814201/page:9/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here