Налоговики и следователи договорились, кого можно считать «налоговыми злоумышленниками»
Следственный комитет и Налоговая служба разработали методические рекомендации по установлению фактов умышленной неуплаты налогов и формированию доказательной базы.
Отделения ПФР не вправе требовать у компаний нулевые СЗВ-М
Недавно Алтайское отделение ПФР выпустило неоднозначное информационное сообщение, касающееся правил представления СЗВ-М. В информации говорилось, что «даже в случае отсутствия работников, трудящихся по найму, работодатель все равно подает сведения, но только без указания списка застрахованных лиц».
В ПБУ «Учетная политика» внесены изменения
С 06.08.2017 года вступают в силу поправки в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций». Так, в частности, установлено, что в случае, когда федеральными стандартами не предусмотрен способ ведения бухучета по конкретному вопросу, компания может разработать свой способ.
Недобросовестным налогоплательщикам могут отказать в приеме отчетности
Хабаровские налоговики сообщили, что территориальные инспекции вправе не принимать декларации у организаций, обладающих признаками недобросовестных плательщиков.
Суточные разъездным работникам: начислять ли НДФЛ и взносы
Если работа сотрудника связана с постоянными разъездами, то суммы выдаваемых ему суточных не облагаются ни взносами, ни НДФЛ в полном объеме, а не только в пределах общего лимита.
Затраты на питьевую воду для офиса можно учесть в базе по налогу на прибыль
Расходы организации на приобретение питьевой воды для сотрудников и установку кулеров относятся к затратам на обеспечение нормальных условий труда, которые, в свою очередь, учитываются в составе прочих расходов. А значит, «водные» суммы можно без проблем включить в «прибыльную» базу.
В целях налога на прибыль дата предъявления «первички» — это дата ее составления
Расходы на приобретение работ (услуг), выполненных (оказанных) сторонними организациями, признаются в «прибыльных» целях в том периоде, в котором документально подтвержден факт выполнения этих работ (оказания услуг). Минфин напомнил, что считать датой такого документального подтверждения.
Статус налогоплательщика
Актуально на: 7 марта 2017 г.
Статус налогоплательщика указывается в одном из полей платежного поручения – реквизите 101. Он отражается в закодированном виде для целей идентификации плательщика средств (Приложение N 5 к Приказу Минфина от 12.11.2013 N 107н ).
Наиболее «востребованные» статусы платежных поручений следующие:
- статус налогоплательщика 01 свидетельствует о том, что налогоплательщик (плательщик сборов) – юридическое лицо;
- статус налогоплательщика 02 – налоговый агент;
- статус налогоплательщика 08 – юридическое лицо, ИП, нотариус, адвокат, глава КФХ, переводящий деньги в уплату страховых взносов или иных платежей в бюджетную систему РФ;
- статус налогоплательщика 09 – индивидуальный предприниматель;
- статус налогоплательщика 10 – нотариус, занимающийся частной практикой;
- статус налогоплательщика 11 – адвокат, учредивший адвокатский кабинет;
- статус налогоплательщика 12 – глава крестьянского фермерского хозяйства;
- статус налогоплательщика 13 – иное физическое лицо – клиент банка, владелец счета. Может быть указан в платежке при уплате налогов, сборов физлица не за себя (Письмо Минфина от 20.05.2016 N 02-08-12/29143 );
- статус налогоплательщика 14 – налогоплательщик, производящий выплаты физлицам;
- статус налогоплательщика 24 – физлицо, которое переводит деньги в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ.
Ошибка в статусе налогоплательщика в платежном поручении
Если плательщик при оформлении платежки допустил ошибку, например, в номере счета Федерального казначейства или реквизитах банка получателя, то его платеж на нужный счет зачислен не будет (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ ). Соответственно, обязанность плательщика по уплате налога, сбора или взноса не будет считаться исполненной.
Но неверное указание статуса налогоплательщика в платежке к таким последствиям не приведет. Сумма, указанная в платежном поручении, все равно будет перечислена по назначению (п. 7 ст. 45 НК РФ ). А плательщику нужно будет подать заявление в ИФНС об уточнении платежа (Письмо ФНС от 10.10.2016 N СА-4-7/19125@ ).
Как определить статус налогоплательщика при уплате страховых взносов
С 2017 года администрированием страховых взносов занимается ФНС. Налоговая служба несколько раз меняла свою позицию по части того, какой же показатель нужно ставить в статусе налогоплательщика при перечислении страховых взносов. По последним разъяснениям организации все же должны указывать в платежке 01, а индивидуальные предприниматели – 09, а не 14 (Письмо ФНС России от 10.02.2017 N ЗН-4-1/2451@ ).
Кстати, запланированные поправки в Приказ Минфина, устанавливающий правила заполнения платежных поручений, должны будут полностью «узаконить» эти разъяснения (Письмо ФНС от 15.02.2017 N ЗН-3-1/978@ ).
Также читайте:
Статус плательщика (поле 101) в платёжном поручении
В Положении ЦБ РФ от 19 июня 2012 г. N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» о реквизите «статус плательщика» (поле 101) говорится буквально следующее:
101 — Указывается информация в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, принятых федеральными органами исполнительной власти совместно или по согласованию с Банком России
А уже с учётом этого требования, код налогоплательщика начиная с 2014 года установлен Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н. (Приложение № 5 — Правила указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации). И этот Приказ Минфина согласован Председателем Центрального банка Российской Федерации Э.С. Набиуллиной. Отдельные изменения в приказ № 107н внесены Приказом Минфина России от 23.09.2015 N 148н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. N 107н».
Что означает «Статус плательщика» в платёжном поручении?
Статус (лат. status) — означает «состояние», либо «положение» рассматриваемого объекта в определённой структуре или системе. В нашем случае – положение в налоговой системе.
Статус плательщика — это правовое положение объекта, который непосредственно оформляет расчётные документы на денежный перевод в бюджетную систему Российской Федерации по перечислению налогов, сборов и иных платежей, и это правовое положение выражается определённым кодом.
Статус плательщика (101) — указывается двузначным кодом статуса налогоплательщика. С 2014 года код налогоплательщика, идентифицирующий лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, может принимать значения от 01 до 26, что закреплено в Приложении 5 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н.
Согласно Приложению 11 к Положению Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» максимальное количество символов в реквизите 101 (поле 101) платёжного поручения, инкассового поручения, платёжного требования или платёжного ордера при составлении в электронном виде также закреплено двузначной цифрой (2)
В Приложении № 5 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н приведено значение статуса плательщика для всех 26 кодов, которые необходимо использовать при заполнении поля 101. А Приказом Минфина России от 23.09.2015 N 148н в Приложение № 5 внесены некоторые изменения и дополнения.
Ниже приведены действующие с 23.09.2015 г. значения кодов «Статус налогоплательщика»:
Статус налогоплательщика (плательщика сборов)
Юридическое лицо — налогоплательщик (плательщик сборов)
Верно указываем статус в платежных поручениях в 2017 году
Статус в платежных поручениях в 2017 годупри расчетах налогоплательщика с государственными структурами должен указываться с некоторыми особенностями, которые обусловлены предписаниями Минфина России. Рассмотрим их, а также иные актуальные положения законодательства в части заполнения платежек.
Показатель статуса в платежном поручении: новости-2017
Основной источник права, в соответствии с которым в бюджетных платежках, формируемых налогоплательщиками, фиксируется тот или иной статус, — приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н. Периодически появляются разъяснения по отдельным нюансам применения положений этого документа. В числе ключевых разъясняющих документов последних лет — письма:
- Минфина России от 16.01.2015 № 02-08-10/800, уточнившее применение показателей статуса плательщика в корреляции с КБК, используемым в качестве идентификаторов бюджетных обязательств;
- Минфина России от 20.05.2016 № 02-08-12/29143, определившее зависимость между тем, кто и куда платит, для некоторых кодов, в частности, указавшее номер кода, проставляемый при уплате налога одним физлицом за другое;
- ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125, отметившее, что ошибка в указании статуса плательщика не делает налоговый платеж неуплаченным и может быть исправлена путем уточнения через заявление, направленное в налоговый орган.
Главным вопросом 2017 года в связи с передачей страховых взносов под контроль налоговых органов оказался вопрос о статусе, указываемом в документах на перечисление этих платежей. Разъяснения таковы:
- Письма ФНС России, ПФР, ФСС РФ от 26.01.2017 № БС-4-11/1304@/НП-30-26/947/02-11-10/06-308-П, ФНС России от 20.01.2017 № БС-3-11/371@) требуют указания кодов по правилам из приказа Минфина России от 12.11.2013 № 107н:
- для юрлиц и ИП при оплате за своих работников — код 14;
- для ИП, платящих за себя — код 09;
- Письма ФНС России от 03.02.2017 № ЗН-4-1/1931@, от 10.02.2017 № ЗН-4-1/2451@ поясняют, что, поскольку банки в силу технических проблем не могут принять платежи со статусом 14, действуют коды:
- 01 — для юрлиц;
- 09, 10, 11, 12 — для ИП, в т. ч. при оплате за своих работников.
О позиции Банка России в отношении кода 14 читайте в материале«Банк России высказался по заполнению поля «101» при уплате страховых взносов».
Статус в платежках по земельному налогу: нюансы
То, каким образом следует указывать статус в платежках по земельному налогу, поясняет письмо Минфина России от 16.01.2015 № 02-08-10/800. Это зависит от того, кто осуществляет перечисление:
Физлицам рекомендуется фиксировать статус:
- 03 — для юрлиц, классифицируемых как организация федеральной почтовой связи (или ФПС) и формирующих распоряжения о переводе финансовых средств по платежам физлиц;
- 09 — для ИП;
- 10 — для нотариусов, которые занимаются частной практикой;
- 11 — для адвокатов, имеющих собственный кабинет;
- 13 — для физлиц, являющихся клиентами кредитно-финансовой организации, владельцами счета;
- 15 — для банков, их филиалов, платежных агентов, организаций ФПС, формирующих платежные поручения на некую общую сумму с реестром на транзакцию денежных средств, которые приняты от плательщиков в статусе физлиц;
- 16 — для участников внешнеэкономических действий в статусе физлица;
- 17 — для участников внешнеэкономических действий в статусе ИП;
- 19 — для юрлиц и их филиалов, сформировавших распоряжение о транзакции денежных средств, которые удержаны из зарплаты должника в статусе физлица в счет долгов по обязательствам перед бюджетной системой РФ на основании полученного исполнительного документа;
- 20 — для кредитных структур и их филиалов, платежных агентов, которые формируют распоряжения о транзакциях денежных средств по отдельным платежам физлица.
У юрлиц статус может быть таким:
- 01 — для налогоплательщиков в статусе юрлица;
- 02 — для налоговых агентов;
- 04 — для налоговых органов;
- 05 — для территориальных структур Федеральной службы судебных приставов;
- 06 — для участников внешнеэкономических действий в статусе юрлиц;
- 07 — для таможенных структур;
- 26 — для учредителей фирмы-должника, собственников имущества фирмы в статусе унитарного предприятия либо третьих лиц, которые сформировали распоряжение о проведении транзакции финансовых средств, направленной на погашение требований кредиторов в процессе банкротства.
Об оформлении платежки по земельному налогу читайте в статье«Платежное поручение на уплату земельного налога (образец)».
Заполняем платежку по налогам, сборам и страховым взносам: текущие нормы
Основной источник права, в котором фиксируются правила указания статуса в платежных поручениях, направляемых в банк с целью выполнения бюджетных обязательств, — приложение 5 к приказу № 107. В соответствии с данными правилами статус плательщика следует рассматривать как ключевой идентификатор лица, формирующего распоряжение о переводе финансовых средств в бюджетную систему РФ.
Соответствующие сведения должны указываться в реквизите 101 платежного поручения. В нем могут фиксироваться такие статусы, как:
- 01 — указывается налогоплательщиком в статусе юрлица (таковым может быть, например, ООО, АО, ПАО);
- 02 — указывается налоговым агентом (таковым может быть юрлицо либо ИП, которые, к примеру, обязаны исчислять НДФЛ с зарплаты наемных сотрудников и перечислять его в бюджет);
- 03 — указывается организацией ФПС (собственно, это ФГУП «Почта России»);
- 04 — указывается налоговым органом (это ФНС России и ее территориальные подразделения);
- 05 — указывается территориальной структурой Федеральной службы судебных приставов;
- 06 — указывается юрлицом, осуществляющим внешнеэкономические действия;
- 07 — указывается таможенным органом (то есть Федеральной таможенной службой);
- 08 — указывается юрлицом, ИП, нотариусом, адвокатом, главой фермерского хозяйства, которые переводят денежные средства в уплату страховых взносов и иных платежей в российскую бюджетную систему;
- 09 — указывается ИП (при уплате различных налогов, например, при ОСН, УСН, ЕНВД);
- 10, 11, 12 — указывается соответственно нотариусами, адвокатами, фермерами (также при уплате налогов);
- 13 — указывается плательщиком в статусе физлица, который владеет банковским счетом;
- 14 — указывается плательщиком, который осуществляет транзакции в пользу физлиц;
- 15 — указывается кредитной структурой либо ее филиалом, платежным агентом, ФПС при составлении поручений с реестром на перевод, принятый от физлица;
- 16, 17 — указывается соответственно физлицами и ИП, осуществляющими внешнеэкономические действия;
- 18 — указывается плательщиком таможенных сборов, обязанным уплачивать их в силу закона, но не являющимся декларантом;
- 19 — указывается юрлицами, которые взимают с зарплаты наемных сотрудников долги перед бюджетом на основании полученного исполнительного документа;
- 20 — указывается кредитными организациями, а также их филиалами, формирующими распоряжения на перевод средств по отдельным платежам физлиц;
- 21, 22 — указывается ответственными участниками, входящими в состав консолидированных групп плательщиков и обычными участниками соответственно;
- 23 — указывается органом контроля за уплатой взносов во внебюджетные фонды;
- 24 — указывается физлицом, которое уплачивает страховые взносы, налоги, сборы и иные платежи в бюджет РФ;
- 25 — указывается банками-гарантами при формировании распоряжений в процессе возврата НДС, при уплате акцизов;
- 26 — указывается учредителями фирмы-должника, собственниками имущества унитарного предприятия, а также третьими лицами, намеревающимися взыскать долг с соответствующей фирмы в процессе банкротства.
Платежки в ФСС: мнение фонда
ФСС РФ в письме от 15.01.2010 № 02-13/08-13157 рекомендовал плательщикам взносов указывать в платежных документах статус 08, подтверждая этим норму, указанную в положениях приказа № 107.
О проблемах, возникающих при направлении платежного документа в банк, не имеющий средств для перечисления, читайте в материале«Будет ли считаться исполненной обязанность по уплате налога, если платежное поручение направлено именно в тот банк, который не имел средств на расчетном счете?».
Источники: http://glavkniga.ru/situations/k503363, http://bankirsha.com/status-platelshchika-pole-101-v-platyozhnom-poruchenii.html, http://nalog-nalog.ru/uplata_nalogov/poryadok_uplaty_nalogov_vznosov/verno_ukazyvaem_status_v_platezhnyh_porucheniyah_v_2017_godu/