Бухгалтерия бюджетного учреждения самоучитель

0
3035
Бухгалтерия

Учебный центр 1С

Видеокурс по 1С Бухгалтерия государственного учреждения

Компания "Мой учет" предоставляет бесплатно доступ к просмотру видео уроков по 1С Бухгалтерия государственного учреждения.
Скачайте практикум курса для закрепление материала Бухгалтерия бюджетного учреждения самоучитель

Если Вам для обучения нужна программа 1С, можете воспользоваться бесплатным двухнедельным доступом к нашему серверу в меню "Аренда 1С". по Вашему запросу мы создадим для Вас базу в которой Вы сможете бесплатно заниматься в течение двух недель.

Курс содержит следующие разделы:

Начальное заполнение информационной базы

Бухгалтерия бюджетного учреждения самоучитель

Бухгалтерия бюджетного учреждения самоучитель

Справочник учреждения и лицевые счета

Бухгалтерия бюджетного учреждения самоучитель

Бухгалтерия бюджетного учреждения самоучитель

Бухгалтерия бюджетного учреждения самоучитель

Общие принципы работы с программой

Ввод начальных остатков

Бухгалтерия бюджетного учреждения самоучитель

Ввод остатков основных средств

Бухгалтерия бюджетного учреждения самоучитель

Ввод остатков по материалам

Бухгалтерия бюджетного учреждения самоучитель

Ввод остатков по лицевому счету

Бухгалтерия бюджетного учреждения самоучитель

Проверка ввода остатков

Операции по лицевому счету

Бухгалтерия бюджетного учреждения самоучитель

Бухгалтерия бюджетного учреждения самоучитель

Бухгалтерия бюджетного учреждения самоучитель

Бухгалтерия бюджетного учреждения самоучитель

Заявка на кассовый расход

Бухгалтерия бюджетного учреждения самоучитель

Заявка на наличные

Бухгалтерия бюджетного учреждения самоучитель

Бухгалтерия бюджетного учреждения самоучитель

Заявка на кассовый расход- Налоги

Бухгалтерия бюджетного учреждения самоучитель

Обмен с казначейскими системами

Правила ведения бухучета в бюджетных организациях

Бухучет в бюджетных организацияхимеет много особенностей: начиная от отдельных НПА, регулирующих его, заканчивая сложной системой кодировки счетов. В этой статье разберемся с понятиями, применимыми к бюджетным структурам, а также коснемся основных правил ведения учета.

Определения и виды организаций, финансируемых из бюджета

Для того чтобы разобраться в понятиях, обозначающих различные организации, финансируемые из бюджета, обратимся к закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. В основном под бюджетными организациями подразумеваются те, что созданы государством. Таким образом, наиболее обобщенным понятием является термин «государственные (муниципальные) учреждения» (далее — госучреждения). Они учреждаются Российской Федерацией, ее субъектом или муниципалитетом. В соответствии с п. 2 ст. 9.1 закона 7-ФЗ госучреждения классифицируются как:

В следующей таблице представлено сравнение трех видов госучреждений.

Планы счетов и инструкции по бухгалтерскому учету

Прежде чем разобрать планы счетов, применимые к госучреждениям, отметим, что главным нормативным актом по бухучету является закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, который служит не только для коммерческих организаций, но и для некоммерческих, в том числе и государственных. Закон содержит базовые требования и правила ведения бухучета в Российской Федерации. Перечислим основные из них.

  1. Ведение бухучета обязательно для всех субъектов экономики, за исключением ИП и подразделений иностранных организаций, если они соблюдают правила налогового законодательства.
  2. Глава экономического субъекта ответственен за функционирование бухгалтерской службы.
  3. Организация должна составлять учетную политику самостоятельно.
  4. Необходимо регистрировать все экономические события организации в первичных документах, данные из которых переходят в регистры бухучета.
  5. Активы и обязательства подлежат периодическому пересчету.
  6. Все данные в бухучете регистрируются в рублях.
  7. Организация должна обеспечивать достоверность содержащейся в отчетности информации.
  8. В организации должны быть налажены процедуры внутреннего контроля.

На базе принципов бухучета разработаны единый план счетов и инструкция, утвержденные приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Они действуют как для всех госучреждений, так и для госорганов. Кроме того, в соответствии с п. 21 единого плана счетов для каждого вида госучреждения есть свой частный план счетов, утвержденный:

  • приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н для АУ,
  • приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н для БУ,
  • приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н для КУ.

Отметим еще один нюанс в терминологии. Часто словосочетание «бюджетный учет» употребляют ко всем видам госучреждений. Однако исходя из формулировок, используемых в перечисленных выше НПА, АУ и БУ ведут бухгалтерский учет, а вот государственные органы, внебюджетные фонды и прочие учреждения, указанные в п. 1 инструкции (приказ № 162н), ведут бюджетный учет.

Также важно уделить внимание другим основным законодательным актам, которые необходимы для ведения учета в госучреждении. Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, объясняют использование бюджетных кодов. Инструкция о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов, утвержденная приказом Минфина от 28.12.2010 № 191н и инструкция, утвержденная приказом Минфина от 25.03.2011 № 33н, содержат формы отчетности и правила их заполнения. Приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н утверждены формы первичных документов и регистров для бюджетников. Помимо того, имеется ряд правовых актов для определенных отраслей и прочих специфических НПА.

План счетов госучреждения содержит 5 разделов. В первый раздел «Нефинансовые активы» входят:

  • основные средства в разрезе различных групп и видов;
  • нематериальные активы;
  • непроизведенные активы;
  • производственные запасы, товары, готовая продукция;
  • амортизация;
  • вложения в нефинансовые активы;
  • расходы.

Необычным подразделом для знакомых только с классическим бухучетом могут быть непроизведенные активы, которыми являются земля, ресурсы недр и прочие активы, не созданные человеком на производстве. Они отражаются в бухучете по первоначальной стоимости, только когда начали участвовать в экономическом обороте (кроме земли). А получение прав на пользование такими объектами показывается за балансом на счете 01. Земельные участки числятся по кадастровой стоимости. Еще одной особенностью является применение счета для вложений в материальные запасы. Он используется для аккумулирования затрат на производство или покупку материалов.

Второй раздел «Финансовые активы» охватывает:

  • денежные средства с указанием их мест хранения;
  • финансовые вложения, а именно все виды ценных бумаг и участие в других компаниях;
  • дебиторскую задолженность, относящуюся к контрагентам, плательщикам страховых социальных взносов, налоговым поступлениям, выданным кредитам и т. д.;
  • авансы работникам, контрагентам, иностранным организациям и т. д.;
  • вложения в финансовые активы.

Кредиторская задолженность по кредитам, заработной плате, долги контрагентам за товары, работы услуги, обязательства по перечислениям другим госструктурам, социальным выплатам, оплате налогов и т. д. содержатся в третьем разделе «Обязательства». В четвертом разделе «Финансовый результат» сгруппированы счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В основном состав активов и обязательств сравним с соответствующими статьями в небюджетных организациях, но также есть и отличия, как в перечне возможных счетов, так и в их бухучете. В инструкции к единому плану счетов можно найти информацию по учету и по использованию счетов.

Особенностью учета в госучреждениях, помимо прочего, является наличие раздела 5 «Санкционирование расходов» в плане счетов. Он необходим для записи получения и использования денежных средств, выделенных из бюджета, лимитов обязательств, полученных от распорядителей бюджетов, использования этих лимитов, планируемых доходов и расходов. То есть при поступлении уведомления от вышестоящих органов на текущий период о лимитах на приобретение, например, материально-производственных запасов учреждение отражает это на счетах учета. Проводки со счетами данного раздела содержатся в пп. 190–209 (приказ № 183н), пп. 161–180 (приказ № 174н), пп. 131–150 (приказ № 162н) инструкций к планам счетов. Бухгалтерские записи по санкционированию расходов делаются между счетами этого раздела.

Для госучреждений предусмотрено 30 забалансовых счетов. Подход для записи на них такой же, как в учете коммерческих организаций, с помощью односторонней записи, то есть только по дебету для поступлений и только по кредиту — для выбытий. За балансом числится имущество, которое не находится в оперативном управлении, гарантии, награды, бланки строгой отчетности, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, и пр. Организация также имеет право самостоятельно открыть дополнительные забалансовые счета для осуществления контроля сохранности имущества и других задач управления.

Счета учета в государственных организациях

Номер счета бухучета для госучреждений состоит из 26 разрядов, о чем сказано в п. 21 единого плана счетов. В следующей таблице описано значение каждого разряда:

На месте 5–14-го разрядов ставятся нули (п. 3 приказа № 183н, п. 2.1 приказа № 174н), если иного не прописано в учетной политике.

Для счетов бюджетного учета (КУ и прочие организации, указанные в приказе № 162н) на место 1–17-го разрядов переносятся 4–20-й разряды КБК (либо 1–17-й разряды КБК переносятся на место 1–17-го разрядов счета для финансовых органов). Приложение № 2 инструкции № 162н содержит информацию о виде КБК, который нужно применять для каждого счета.

Новое в 2016 году в сравнении с 2015

Рассмотрим нововведения, коснувшиеся бухучета в госучреждениях, а именно единого плана счетов, в 2016 году. Приказом Минфина РФ от 01.03.2016 № 16н утверждены следующие изменения:

  • новый счет аналитического учета 20611 «Расчеты по оплате труда»;
  • новый забалансовый счет 40 «Активы в управляющих компаниях»;
  • добавлены разъяснения по структуре счета для АУ и БУ;
  • расширен перечень причин, по которым можно списать невозвращенную дебиторку с забалансового счета;
  • добавлен вид поступлений, отражаемых на 17-м забалансовом счете: по возврату дебиторской задолженности по расходам прошлых периодов.

Кроме того, в частные планы счетов также были внесены изменения, которые можно найти в приказах Минфина РФ от 30.11.2015 № 184н для КУ, от 31.12.2015 №227н для БУ и от 31.12.2015 № 228н для АУ.

Для определения правил ведения бухучета необходимо понять, какой вид государственных учреждений нам интересен, поскольку существует 4 плана счетов для бюджетников. В едином плане счетов содержатся общие правила, а в остальных трех частных планах счетов можно найти детальные примеры использования счетов, перечни типовых проводок и разъяснения по структуре счета.

Бюджетный учет: чем бухучет «бюджетников» отличается от «коммерческого» бухучета

11 августа 2016

Случаи, когда бухгалтер, меняя работу, переходит из коммерческой структуры в бюджетное учреждение и наоборот, не так уж редки. В такой ситуации ему необходимо помнить, что бухгалтерский учет в обеих сферах хоть и опирается на общие понятия и принципы, однако имеет значительные различия. О том, в чем именно заключаются эти различия, рассказывает Юлия Вольхина, руководитель проекта «Контур-Бухгалтерия Бюджет » компании СКБ Контур. Данная статья открывает цикл материалов «БухОнлайна», которые будут посвящены особенностям бюджетного учета.

Правовой статус организации

Гражданский кодекс делит организации на коммерческие и некоммерческие. Основная цель коммерческих организаций — получение прибыли. Соответственно, некоммерческими называются организации, для которых прибыль не является самоцелью. К ним, в частности, относятся государственные и муниципальные учреждения (п. 8 ч. 3 ст. 50 ГК РФ). В роли учредителей таких организаций могут выступать как федеральные ведомства, так и органы субъектов федерации и муниципальных образований.

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (ст. 123.22 ГК РФ). Помимо «уставного» вида деятельности организация-бюджетник может вести иную работу, только если она не противоречит целям ее создания. Дополнение обязательно должно быть прописано в уставных документах.

Какими нормативными правовыми актами регулируется учет

В вопросах бухгалтерского учета и бюджетные учреждения, и коммерческие организации руководствуются одним и тем же законом — Федеральным законом от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Однако для каждой сферы разработаны дополнительные нормативные правовые акты. Бюджетники также в работе используют инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета и отдельные — для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений: казенных, бюджетных или автономных. Для коммерческих структур нормативную базу дополняют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России.

Основные регламентирующие бухучет документы

Источники: http://moyuchet.ru/Lessons/free_lessons/videokurs-po-1c-buhgalteriy82-gosudarstvennoe-uchregdenie.php, http://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/pravila_vedeniya_buhucheta_v_byudzhetnyh_organizaciyah/, http://www.buhonline.ru/pub/beginner/2016/8/11366

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here